Человека с «синдромом вахтера» выдает обостренное чувство собственной важности («Здесь я решаю, кого пускать, а кого — нет!») и дотошность («Вы к кому? А по какому вопросу? Ждите!»). И не важно, кто перед вами: консьерж, охранник или мелкий клерк — эти люди оскорбляют нас одинаково умело. Автор выяснила, как с этим бороться.
Термин, обозначающий злобного человека у проходной, появился в постперестроечные годы. «Раньше вахтеры были людьми пожилого возраста, свою работу они воспринимали как подработку к пенсии. Выполняли свои функции в стиле «шаляй-валяй» и с ними всегда можно было договориться», — поясняет психолог Ольга Маховская, автор книги «Зависть, как повод для нежности». «В 90-е профессия видоизменилась и стала востребованнее: появились многочисленные девушки на ресепшен, операторы call-центров, охранники. Долгое время такой труд оплачивался намного выше, чем работа учителя или врача». Это, в общем, все и испортило: люди этих профессий осознали свою значимость и возможность управлять другими.
Корни этого явления, по мнению психологов, стоит искать в принципах воспитания. «У нас с детства самое главное — это контроль. Мы мало уделяем внимания тому, как объяснить ребенку поэтапно те или иные механизмы действия, зато регулярно контролируем и наказываем», — рассуждает Маховская.
Вспомните, как подростки описывают свою будущую карьеру: «Стану большим начальником, буду командовать». Не «соберу свою команду и сделаю классный проект». Ключевые слова «буду командовать», то есть запрещать. Часть из этих подростков действительно становится руководителями высокого ранга. Но уделом многих остается должность «начальника шлагбаума». Там они и реализовывают свои карьерные амбиции: демонстрируют свою важность, оскорбляют людей.
Как его распознать?
Типичный человек с синдромом вахтера — это «мистер «нет». Его лексикон небогат: «не пущу», «не дам». «Сейчас у людей такого типажа маленькая зарплата, и странно ожидать, что на этой табуретке будет сидеть молодой красавец с бархатным баритоном, — уточняет наш эксперт. — За его раздражением и яростью стоит отчаяние и эмоциональный голод. Он нуждается в эмоциональном доноре. Обычно это одинокий человек без детей или внуков, и все его собеседники — это проходящие мимо люди».
Учитывая нашу ментальность, было бы странно, если бы такие люди утоляли жажду общения по хорошему поводу. Редко какой «начальник шлагбаума» окликнет вас, чтобы сказать, что вам очень к лицу плащ лимонного цвета. А вот «у вас сапоги грязные, а у нас полы чистые» — это запросто.
Дайте им общения
Многие стараются отплатить людям с «синдромом вахтера» той же монетой — презрением, хамством, грубостью. И напрасно. «Их не стоит обижать или игнорировать, сделаете только хуже. Они соглашаются на эту зарплату, чтобы решить какие-то свои проблемы, получить свою «эмоциональную мелочь, пусть и оскорбляя людей, — поясняет наш эксперт. — Поэтому с «вахтерами», которых вы встречаете постоянно, нужно поддерживать контакт: здороваться, спрашивать, как дела. Вас быстро запомнят и, как ни странно, полюбят. Этим людям не хочется просто сидеть, а по-своему быть нужными».
Вывод: подружитесь с коньсержкой. Допустим, заранее спросите, не будет ли она возражать, если курьер в ваше отсутствие принесет заказ и оставит ей. Подарите в ответ шоколадку и увидите — никакая она не «карга», а просто одинокая женщина, страдающая от эмоционального вакуума.
«Вахтеры» в Интернете
Современный вариант «вахтера» — это модераторы. Особенно сложные случаи встречаются на женских форумах, где «балом правит» юная студентка, у которой эта должность — первый опыт власти над людьми. Такие девушки считают себя этакими королевами с хрустальными палочками в руках: и вот сидят они, размахивают этой палочкой по принципу «этого, так и быть, помилую, а этого в «бан» отправлю». «Женщины среднего возраста в роли модератора чаще идут на компромисс и не допускают оттока аудитории с форума, — убеждена Ольга Маховская. — А 20-летние девушки часто присматривают за форумом, свято веря, что модератор всегда прав».
Вывод: вступая в ту или иную группу, наш эксперт советует посмотреть на правила сообщества. Если там четко прописаны нормы, за нарушение которых «отправляют в бан», то, вероятнее всего, соблюдая их, вы обеспечите себе спокойную жизнь в этой группе. В противном случае вы не застрахованы от самодурства модератора. Здесь помогает в случае конфликта либо призвать к обсуждению группу, либо, если допустим, это форум на каком-то тематическом сайте — написать на общий адрес редакции или сайта.
Принцип «нажимать на кнопку этажом выше» — главное оружие в борьбе с «вахтерами». Жаловаться, конечно, не очень хорошо, но в этой ситуации весьма эффективно.
Не надо спорить с фейс-контролем
А вот пререкаться с крепкими ребятами на входе в ночной клуб, по мнению нашего эксперта, не стоит. «Спорить с ними бесполезно, они всегда правы, — рассказывает Ольга Маховская. — Над ним висит дамоклов меч. Он должен кого-то отбраковать. Если он этого не сделал, вроде бы как и не работал. Обидно, что в этот список попадете вы, но лучше просто развернуться и уйти».
Вывод: если нет «властного ресурса» в виде телефона владельца клуба, не стоит втягиваться в спор. Просто посочувствуйте человеку и отправляйтесь в другое заведение.
А если это госслужащий?
В поликлиниках и других присутственных местах хорошо работает методика «вас в дверь, а вы в окно»: просто методично повторяйте нужные вопросы в разных формах. Иногда можно вообще твердить, как попугай, одно и то же. Допустим, вам отвечают в детской поликлинике, мол, у них сегодня неприемный день. Той же интонацией уточняйте: «Мне не на прием, я за направлением на молочную кухню».
Удачный пример сочетания позиции простоватого недотепы и настойчивого гражданина, которому «только на минутку» — Фрося Бурлакова. Профессор, к которому она подходила каждый день, безусловно, не вахтер, но ведь люди живут по одним и тем же психологическим законам.
Вывод: в случаях, когда «вахтерами» становятся мелкие чиновники, вашим козырем должна стать вежливая настойчивость. Не сработало? Тогда нажмите на кнопку «этажом выше»: пожалуйтесь начальству или разыграйте для него спектакль из серии «я непростой человек». Если в высоком кабинете поймут, что от вас так просто не избавишься, то найдут способ, чтобы «человек у шлагбаума» стал более сговорчивым.
Автор: Александра Антонова